В Новгородской области построили энергоэффективный дом по программе ООН – сколько такое здание стоило бы без программ?
Людмила Шамраева
Фанерные домики
Сто с лишним лет назад купец первой гильдии Лебедев приехал в Новгородскую губернию и на берегу речки Ловать основал фабрику по производству фанеры.
Производство росло, и вокруг него рос поселок, названный Парфино. К началу войны здесь жило 4 тысячи человек, а к 1960-му – уже больше 7 тысяч, всех приехавших нужно было где-то селить.
Временные дома решили строить из той же фанеры: в конце 40-х — начале 50-х завод поставил несколько фанерных двухэтажных домов «на первое время».
Прошло 60 лет. Правительство официально признало Парфино монопоселением с наиболее сложным социально-экономическим положением. Завод пришел в упадок, но не успел расселить временные фанерные домики и наконец передал их поселку.
Ирина Филатова
Социальное и энергоэффективное жилье – это вообще как?
Несмотря на бедность, сейчас в Парфино живет примерно столько же людей, как и в 60-х. Они работают, рожают детей, водят их в садик и музыкальную школу учиться играть на гобое, ездят по грибы и купаются в похожем на море озере Ильмень. Кроме того, как и все, платят налоги и не должны бы жить в бараках с прогнившими стояками и стенами.
Получив деньги на расселение аварийного жилья, власти Парфина построили дом на 25 квартир и запланировали еще такой же, на 22.
Знаете, как проектируют дома для расселения? Каждый житель старого дома должен получить в новом здании площадь не меньшую, чем ту, которой он владел. Застройщик старается попасть в эту цифру максимально точно, чтобы не тратиться на лишние метры. Поэтому квартирография домов дорабатывается под состав будущих жильцов, ну а на местах общего пользования (площадках и коридорах) экономят как могут. В трехэтажном доме на нежилые помещения пришлось около 18% площади.
В результате строители уложились в себестоимость 31,5 тысячи рублей за кв. метр. Они уже собирались приняться за второе здание, но неожиданно Парфино вписалось в проект Программы развития ООН и Глобального экологического фонда. Второй дом, внешне такой же, как и первый, стал экспериментальным.
Проект «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России» увеличил бюджет строительства примерно на треть. Взамен инженеры должны были добавить технологии, которые будут сохранять тепло внутри здания и уменьшать траты на отопление и освещение.
Ирина Филатова; Людмила Шамраева
Обычный и энергоэффективный дом – в чем разница?
Михаил Кнатько, генеральный директор ГК «НТЦ Технологии XXI века», которая занималась проектированием и руководила стройкой, рассказал о главных изменениях проекта.
Индивидуальный тепловой пункт, то есть котельную, которая обеспечивает оба дома горячей водой и отоплением, вынесли в отдельную постройку. Поэтому в домах нет подвалов, а значит, не нужно отапливать лишние нежилые площади.
В котельной поставили систему автоматического контроля отопления: в мороз ИТП дает больше тепла, в оттепель – меньше.
Если в первом доме использовали достаточно дешевое утепление на основе низкоплотного газобетона, то во втором доме – двуслойную минеральную вату толщиной 150 миллиметров для стен и пенополистирол для цоколя. Также строители утеплили чердачные перекрытия. Для нового дома выбрали аргон-заполненные стеклопакеты, которые максимально удерживают тепло внутри квартиры.
Но все усилия не имеют смысла, если жильцы будут держать окна открытыми, просто чтобы дома было чем дышать. В России приняты такие правила, что вентиляция должна быть только в санузлах и кухнях, а в комнаты воздух приходит через форточки. Зимой в те же форточки улетают деньги на отопление.
Для того чтобы решить эту проблему, строители поставили в комнатах рекуператоры – вытяжки, в которых отработанный воздух, выходя наружу, отдает 75% своего тепла воздуху, поступающему с улицы. То есть комнаты будут проветриваться, но не вымораживаться, без всяких кондиционеров. Проектировщики надеются, что благодаря этому жильцы не будут открывать окна и «греть улицу» зимой.
Собственно экономия для жильцов начинается, когда они уменьшают температуру в своих батареях. На каждую батарею ставится датчик слежения за температурой. Данные от этого теплосъема собираются на общий коммутатор на лестничной клетке и поступают в инженерный центр. На основе этой информации формируются счета за отопление.
Плюс в подъездах установлены LED-светильники с датчиками движения.
Ирина Филатова
Кому это надо?
Сидя в Петербурге или Москве, легко задаться вопросом: ну какой смысл вкладывать средства в энергоэффективность в поселке, где хватает проблем и понасущнее? Правда в том, что энергоэффективность – из тех редких вещей, которые хороши и в глобальном, и в частном масштабе. С одной стороны, для жителей 22 социальных квартир экономия на коммунальных счетах гораздо важнее мировой и государственной энергетической политики вместе взятых. С другой – именно из этих маленьких счетов складываются большие цифры, которые потом презентуются на международных конференциях и которыми мы пока совсем не можем гордиться. Конечно, есть и проигравшие – поставщики энергоресурсов.
По оценке консалтинговой компании AF Consult, потенциал экономии тепловой энергии в новом доме по сравнению с другими жилыми зданиями в Парфине достигает 57% по окнам и 86% по фасадам, или 115 Гкал тепла и более 13,5 тысяч кВт*час электроэнергии, или, если в деньгах, более 265 тысяч рублей в год.
Энергоэффективный дом – это дорого?
Во сколько на самом деле обходится внедрение этих технологий для застройщика? Об этом рассказывает Виктор Горнов, директор проектного отделения «Инсолар-Инвест» ГК «Инсолар», которая производит оборудование для энергоэффективных зданий, включая те же рекуператоры. По его опыту, удорожание объекта, на котором применяются энергоэффективные решения и оборудование по сравнению с базовым «традиционным» вариантом не превышает 5%. Эксперт приводит пример: «В проекте многоквартирного 17-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями удорожание составило 3% от сметы, и это с центральным холодоснабжением 60% квартир и такими затратными мероприятиями, как использование тепла грунта».
По оценке других экспертов, стоимость кв. метра увеличивается не больше чем на 10%, и за счет экономии энергии на отопление эти затраты окупаются за семь-десять лет.
Не пропустите:
Застройщики Москвы оказались не готовы продать жилье под расселение
В России запустят национальный проект по улучшению жизни в моногородах